Психолингвисты из Центра языка и мозга обнаружили, что навыки фонологической обработки продолжают влиять на беглость чтения текста у подростков в возрасте от 15 до 18 лет. Этот вывод подтверждает давнее убеждение, что в этой возрастной группе навыки фонологической обработки не участвуют в чтении. Исследование было опубликовано в PLOS ONE.
Фонема – это наименьшая фонетическая единица, которая помогает отличить одно слово от другого. Ранее было заявлено, что навыки фонологической обработки (т.е. умение оперировать фонемами) необходимы для ранних стадий развития чтения. Однако исследователи из Центра языка и мозга (Москва, Санкт-Петербург) поставили под сомнение эту гипотезу и провели исследование с участием 161 подростка (8–11 класс).
Участники выполнили несколько заданий: задание на чтение текста, задания на чтение слов и псевдослов, фонологическое задание. В фонологическом тесте подростков попросили изменитьзвук в псевдослове: например, им было предложено изменить звук /n/ на /n'/ в псевдослове «chichina». Эти задачи позволяют оценить, насколько успешно подростки пересматривают незнакомые единицы звуков и выполняют мысленные операции со звуками в несуществующих словах.
Результаты исследования показали, что навыки фонологической обработки по-прежнему влияют на беглость чтения текста у подростков. Чем лучше подростки оперируют фонемами, тем быстрее они читают связные тексты. Та же ассоциация не была очевидна в беглости чтения слов и псевдослов. Авторы исследования предполагают, что чтение текста является более когнитивной сложной задачей, которая включает в себя несколько (в том числе фонологических) когнитивных процессов при ее успешном завершении, в то время как чтение на уровне слов в основном автоматизировано у подростков.
Авторы исследования также исследовали роль отношения к чтению у подростков. Выяснилось, что их отношение к чтению (т.е. нравится ли имчитать или нет) существенно влияет на беглость чтения текста. Этот предиктор объяснил большую долю дисперсии в результатах теста на чтение текста, чем фонологический тест. Оценка отношения к чтению проводилась с использованием конкретной анкеты. Результаты показали, что эмоциональная вовлеченность играет решающую роль в развитии навыков чтения.
Кроме того, это исследование содержит первые нормативные данные по фонологическому тесту для подростков, посещающих 8-11 классы. Полученные показатели могут быть использованы логопедами и нейропсихологами для выявления риска фонологического дефицита у детей старшего возраста.
«Мы первыми опубликовали нормативные данные для фонологического теста «Изменение звука в псевдослове » для 8-11-классников. Этот тест является частью фонологической тестовой батареи RuToPP, которая была разработана Светланой Дорофеевой и коллегами из Центра языка и мозга (Москва). Мы надеемся, что эти нормативные баллыне помогают исследователям и практикам при работе с нарушениями речи в этой малоизученной возрастной группе», – прокомментировала Светлана Алексеева, администратор проекта, руководитель Центра языка и мозга в Санкт-Петербурге.
Авторы также отметили, что их результаты особенно важны для понимания природы дислексии у подростков. Хотя этот диагноз более последователен у детей младшего школьного возраста, трудности с чтением могут проявляться и в более поздние годы.
«Подростки с дислексией редко получают своевременное и эффективное вмешательство из-за ограниченного внимания к их трудностям и из-за отсутствия соответствующих возрасту сложных диагностических инструментов, – говорит Татьяна Еремичева, нейролингвист и соавтор исследования. – В нашем исследовании мы показали, что механизмы чтения у подростков менее автоматизированы по сравнению со взрослыми. Поэтому важно учитывать развитиеовладеть навыками фонологической обработки и повысить интерес к чтению во время работы с подростками."
Исследователи рекомендуют включить задачи по развитию навыков фонологической обработки в программу вмешательства. Особенно те, которые требуют сложных манипуляций с фонемами. При этом важно учитывать эмоциональную сторону чтения – помогать подросткам находить удовольствие в чтении, поддерживать читательскую мотивацию и интерес к книгам. Такое сложное вмешательство может привести к успеху в преодолении трудностей с чтением.
Это исследование было результатом Программы фундаментальных исследований в Университете НИУ ВШЭ.

19:00







